Контакторы и магнитные пускатели

Контакторы и магнитные пускатели

Контакторы и магнитные пускатели в основном используются для управления электродвигателями и замыкания сильноточных силовых цепей. Принцип работы этих устройств один и тот же. Отличие состоит в том, что магнитный пускатель собирает один или два контактора в устройство с функциями защиты, возможностью блокировки и цепями сигнализации.

Различные типы контакторов

Различные типы контакторов

Устройство контактора

Контактор — электромагнитное устройство, позволяющее включать и выключать силовую цепь небольшой величиной управляемого тока, питающего электромагнитную катушку устройства.

Работа контактора основана на том явлении, что якорь электромагнита при протекании тока притягивается к железному сердечнику. К анкеру подключается шарнирная система соединения. Электрические контакты отделены от стержня управления изолятором. Подвижный контакт давит на статический контакт, замыкая цепь рабочего тока. Пока катушка находится под напряжением, устройство будет включаться.

В зависимости от типа тока контакторы делятся на:

  • переменный ток;
  • ДК.

В зависимости от количества полюсов эти устройства бывают:

  • однополярный;
  • биполярный;
  • Три полюса и четыре полюса.

Все устройства состоят из магнитной системы и набора контактов: рабочих контактов и вспомогательных контактов.

Магнитная система

Компонентами магнитной системы являются:

  1. катушка электромагнита;
  2. Установите магнитопровод катушки;
  3. Якорь — подвижный стальной стержень, сделанный из железных пластин.

схема контактора

Когда катушка находится под напряжением, ток, протекающий через нее, создает магнитный поток, который замыкается в круглую форму сердечником, якорем, воздушным зазором и фитингами. Это вызывает притяжение якоря к железному сердечнику. Как только ток прекращается, пружина возвращает якорь в исходное положение. В первый момент после включения контактора через катушку протекает большой ток. Когда якорь и железный сердечник находятся в полном контакте, значение тока уменьшается.

Важно! Для надежной работы контактора важно обеспечить правильную регулировку и сборку магнитной системы. Ослабленные крепления компонентов будут влиять на образование вибрации.

В контакторах небольших размеров (до 15 А) из-за плотного соединения якоря с сердечником иногда якорь «прилипает» из-за остаточного магнетизма. Чтобы этого не произошло, в некоторых устройствах имеются тонкие вставки из меди или латуни. В более крупных контакторах магнитный «прилип» встречается реже из-за сильных пружин.

Контактная система

  1. Неподвижные контакты установлены на жестком основании, заделанном в изолятор;
  2. Подвижные контакты соединены с подвижным основанием, оснащенным мощной пружиной и соединенным с якорем электромагнита через шарнирный рычаг.

Важно! Хорошая адгезия контактной поверхности – одно из главных условий эффективной работы оборудования.

Медные контакты очень быстро окисляются, и в оксидном слое появляется большое переходное сопротивление, что увеличивает нагрев деталей. Чрезмерные температуры, в свою очередь, вызовут повышенное окисление и «нагарообразование» на контактах, что потребует очистки.

Читайте также статью: как войти в гмайл без телефона

Внутренняя структура контактора

Внутренняя структура контактора

Правильное расположение контактов и соответствующее начальное и конечное давление необходимы для надежной работы. Это достигается за счет корректировок. Пружины могут ослабнуть в процессе эксплуатации, поэтому необходимо регулярно проверять правильность положения контактов.

При выключении устройства под нагрузкой на рабочих контактах могут возникнуть искры или даже искрение. Для защиты соседних фаз от коротких замыканий используются деионизационные камеры из тугоплавкого изоляционного материала. Обычно это аксессуар для мощной техники.

Мощный контактор

Помимо основных контактов эти устройства содержат еще вспомогательные контакты, имеющие небольшое сечение, поскольку протекающий через них управляющий ток невелик. Однако ввиду важности этих компонентов в работе системы также важно следить за состоянием этих компонентов.

Многие считают, что величина коммутируемого тока и соответствующий ему большой размер – это то, что отличает контакторы от магнитных пускателей. Однако это не так. Современные контакторы имеют средние размеры и рассчитаны на малые токи.

Магнитный пускатель

Магнитный пускатель представляет собой один или два (реверсивных) контактора, которые чаще всего используются для запуска и остановки асинхронных двигателей.

Устройство обычно оснащено тепловым реле и дополнительными контактами для защиты цепи от перегрузки, причем эти контакты изначально замкнуты или разомкнуты. Эти отличительные особенности характеризуют магнитные пускатели, хотя в основе их конструкции лежат контакторы.

Видео: Пускатель или контактор? Чем отличается пускатель от контактора?

Тепловое реле подключается к силовым контактам устройства. Его внутренняя структура состоит из биметаллических пластин, генерирующих тепло под воздействием электрического тока. Их температурный изгиб приводит к размыканию контактов реле в цепи управления катушкой. Обесточенная катушка разъединяет силовую цепь двигателя.

В отличие от контактора, магнитный пускатель может вызывать вращение двигателя как в прямом, так и в обратном направлении. Для этого устройство собирается из двух контакторов и станции с кнопками управления.

Реверсивный магнитный пускатель

Реверсивный магнитный пускатель

Важно! Схема должна включать в себя блокировку, чтобы предотвратить одновременное замыкание обоих комплектов силовых контактов.

Классификация аппаратов

В основном по российским стандартам контакторы и магнитные пускатели разделяются по коммутируемому току нагрузки. Устройства разделены на 7 категорий в порядке возрастания: от 6,3 А до 160 А.

Выпускаемое оборудование различается по конструкции:

  1. Открыть. Такое оборудование можно устанавливать только в пыле- и влагозащищенных местах, например, в специальных шкафах;

открытый контактор

открытый контактор

  1. Закрыто. Возможна установка вне шкафа промышленного предприятия, но проникновение влаги и тяжелой пыли должно быть исключено;
  2. Защитный тип. Эти устройства имеют физически герметичный корпус. Допускается установка в уличных условиях. Просто избегайте прямых солнечных лучей и дождя.

Трехфазное оборудование отличается током, подаваемым на катушку соленоида. У одних стартеров катушка переключается на фазное напряжение 220 В, у других — на линейное напряжение 380 В.

Эксплуатация контакторов и магнитных пускателей

Чтобы оборудование работало долго и безаварийно, в условиях эксплуатации необходимо регулярно проводить следующие мероприятия:

  1. Визуальный осмотр. Видно, что оболочка имеет явные повреждения и деформации. Сняв крышку, вы можете проверить состояние внутренних компонентов. В рабочем состоянии проверьте на наличие вибрации и внешнего шума. Если при работе контактора слышно жужжание, проверьте герметичность якоря и надежность механического соединения;
  2. Контролируйте продвижение опорных точек. Нажимая вручную, можно проверить плавность ее хода, отсутствие помех и четкость работы пружины;
  3. Проверьте и очистите контакты. Если на контактах нет «нагара», чистка не требуется, так как тонкое покрытие может быть повреждено. Контакты должны быть выровнены так, чтобы все полюса одновременно соприкасались с как можно большей поверхностью. В противном случае внесите коррективы;
  4. На катушке не должно быть видимых потемнений, оплавлений и трещин или ее необходимо заменить;
  5. Если есть тепловое реле, нужно проверить правильность настроек.

Когда пользователю необходимо установить устройство для запуска двигателя, особенно с функцией реверса, необходимо установить магнитный пускатель в зависимости от потребляемого тока. Контакторы идеально подходят для переключения других нагрузок.

Читайте также статью: В чем особенность установки газового оборудования в квартире и в частном доме

Видео: Магнитные пускатели, контакторы, электромагнитные реле. Устройство и принцип действия.

Видео: Почему вместо контактора нельзя использовать обычный выключатель? #контактор #пускатель #двигатель

Добавить комментарий