Как произвести перемотку электродвигателя своими руками
Как произвести перемотку электродвигателя своими руками
Электродвигатели используются в быту и небольших мастерских. Иногда они терпят неудачу. Эта статья поможет вам определить, можно ли исправить это самостоятельно или необходимо обратиться к специалисту. Неисправности двигателя можно разделить на две категории: механические неисправности, такие как заедание подшипников или поломка валов, и электрические неисправности – механическое повреждение обмоток или выход из строя из-за перегрева двигателя.
ВКонтакте Facebook Twitter Google+ Контент Minecraft:
Неисправности электродвигателей
Причин перегрева двигателя много, но основная причина – неправильный выбор мер защиты, превышающих номинальный ток, или полное отсутствие мер защиты.
Электродвигатели, используемые в повседневной жизни, можно разделить на две категории
- Асинхронный автомобильный генератор с короткозамкнутым ротором или фазным ротором
- Коллекторные двигатели постоянного и переменного тока
Каждый тип двигателя имеет свои особенности при перемотке сгоревших обмоток.
Асинхронные двигатели с короткозамкнутым или фазным ротором
Перед ремонтом необходимо удалить пыль и грязь с мотора тряпкой. Очищенный двигатель полностью разбирается. Перед заменой обмоток не обязательно снимать шкивы или муфты, расположенные на переднем валу двигателя, но с их помощью невозможно оценить состояние передних подшипников. Поврежденные подшипники двигателя могут привести к выходу двигателя из строя.
Если подгоревших мест и характерного запаха нет, отсоедините обмотки друг от друга и проверьте изоляцию и корпус друг друга мегомметром и проверьте целостность тестером. Если изоляция не повреждена, но тестер показывает обрыв провода, можно попытаться найти место обрыва и устранить неисправность, не перематывая. Провода, выходящие из двигателя, часто рвутся. В этом случае его можно перепаять или заменить.
Если обрыва нет и изоляция цела, вероятная неисправность — межвитковое замыкание. Проверить это можно очень просто на трехфазном двигателе, подключенном к трехфазной сети. Фазные токи необходимо измерять поочередно или, если возможно, одновременно, используя токовые клещи или амперметр. Разница значений в 2-3 раза однозначно указывает на то, что имеет место межвитковое замыкание и требуется перемотка. Используйте тот же метод для проверки ротора электродвигателя с фазным ротором.
Для однофазных или трехфазных двигателей, подключенных к однофазной сети, при отсутствии обрыва цепи, нарушения изоляции, механического отказа двигателя и запуска, при пуске без нагрузки будет наблюдаться сильный нагрев, что указывает на наличие межвитковое короткое замыкание оборудование. Например, однофазные двигатели на старых стиральных машинах будут нагреваться при постоянном включении пусковой обмотки.
Если вы решили перемотать свой мотор, лучше всего обратиться за ремонтом в профессиональную ремонтную мастерскую. В «домашних» условиях эффективно выполнить эту работу сложно, что может привести к ее быстрому выходу из строя. Однако если вам необходимо или вы хотите отремонтировать мотор своими руками, то вы можете найти на YouTube видеоролики с подробными инструкциями с просьбой «перемотать мотор своими руками.
Перемотка
Процесс перемотки можно разделить на три этапа
Разборка
Необходимо приступить к разборке и снять обмотки – полностью или, если позволяет конструкция, только поврежденные обмотки, чтобы можно было перемотать только их. Перед полной разборкой обрежьте резьбу, соединяющую провода, и наметьте соединения. Самый простой способ снять старую обмотку – сжечь ее газовой горелкой или огнем. Статор можно поставить «на задницу» на кирпичи, набить дровами и поджечь.
Читайте также статью: Как оформить интерьер маленькой кухни своими руками
Для снятия обмоток также можно использовать долото и молоток, но в этом случае будет сложнее определиться со схемой подключения и порядком размещения обмоток в пазах.
В однофазных двигателях иногда можно снять одну обмотку, не трогая другие обмотки. В этом случае нужно тщательно продумать способ подключения обмоток и снять поврежденные обмотки.
Способ разборки фазного ротора тот же, но перед обжигом необходимо снять контактное кольцо.
Обгоревшие обмотки аккуратно извлекли из пазов, стараясь сохранить хотя бы одну целой. Это необходимо для определения размера обмотки, сечения проводника и количества витков. В процессе разборки также нарисовали схему размещения обмоток в пазах с указанием направления витков. Если вы знаете тип мотора, то сервисные данные можно найти в соответствующих справочниках.
Намотка
Зная количество витков, размер каждой обмотки и количество витков, можно путем умножения определить необходимую длину провода. Сечение провода такое же, как и у сгоревшего провода. Измеряется штангенциркулем или микрометром. Если сечение меньше, двигатель будет перегреваться при номинальной нагрузке, а если сечение больше, провода могут не влезть в свои пазы.
Намотка обмоток производится на машинах, аналогичных тем, которые используются для намотки катушек трансформаторов. Сделав необходимое количество витков, снимите обмотку с машины, обвяжите ее обмоточным проводом и отложите в сторону. Повторите этот процесс столько раз, сколько необходимо, в зависимости от количества необходимых обмоток.
Видео: Перемотка статора (УШМ) болгарки, на коленке. Motor rewinding
В паз вставляется новая прокладка из электроизоляционного материала. Эти шайбы называются «втулками». Толщину и материал можно определить по справочнику. Если данных по обмотке двигателя нет, можно использовать аналогичный по мощности. Длина на несколько миллиметров больше толщины статора, а ширина полностью покрывает внутреннюю поверхность паза.
Согласно схеме расположите обмотку в паз и соблюдайте направление намотки. Если в один паз помещаются две обмотки, в местах контакта также прокладывают полоски изоляционного материала.
Для того чтобы уложить проволоку в паз, необходим специальный инструмент – тампер. Уложенные обмотки закрепляются шайбами из того же материала, из которого изготовлены втулки. Эти прокладки называются «наконечниками стрел». Длина стрелки равна длине рукава, а ширина равна половине длины рукава.
Неподвижные обмотки соединены между собой сварными прядями. К клеммам, которые будут подавать напряжение, подключаются провода соответствующего сечения и длины. Они должны быть отмечены началом и концом.
Соединяемые обмотки связываются витой проволокой или шпагатом. Провода выводятся через отверстия в корпусе статора и подключаются к клеммной коробке.
Перемотанный статор пропитан лаком. Для этого погрузите его полностью в лак и дайте ему высохнуть. Температура пропитки и сушки зависит от используемого лака и указана в инструкции.
Перемотайте фазный ротор таким же образом, надев на вал двигателя только контактное кольцо и соединив провода.
Сборка
Собранный и высушенный двигатель готов к сборке. Перед сборкой осмотрите подшипники и при необходимости замените смазку или сам подшипник. После сборки проверьте целостность изоляции и работоспособность двигателя на холостом ходу и под нагрузкой, а также измерьте ток во всех фазах.
Коллекторные электродвигатели постоянного и переменного тока
Во-первых, неисправность можно увидеть по повышенному искрообразованию на коллекторе и нагреве. Сначала необходимо очистить коллектор, а при необходимости отшлифовать и обслужить его. Если это не помогло, то нужно омметром измерить последовательное сопротивление между всеми соседними коллекторными пластинами. Если эти значения существенно отличаются друг от друга, неисправен коллектор или витки в обмотке якоря (в двигателях переменного тока — роторе). В этом случае двигатель необходимо отправить в специализированное агентство на ремонт. Отремонтировать его в домашних условиях практически невозможно.
Если якорь цел, омметром проверьте целостность обмотки возбуждения и наличие короткого замыкания витков. Для этого соедините их последовательно и при необходимости закоротите щетки или зачистите изоляцию с соединительных проводов. Обеспечивает падение напряжения 12-36 В на подключенной обмотке. Напряжение на поврежденной обмотке значительно снизится. Способ замены тот же, что и у однофазных маломощных двигателей.
Перемотка обмотки асинхронного двигателя на гибридную обмотку «славянка»
При перемотке бесколлекторных двигателей можно использовать технику перемотки «Славянка». Этот метод предполагает обматывание дополнительных обмоток статора тонкой проволокой. Двигатели, намотанные таким образом, улучшают пусковой и рабочий крутящий момент, перегрузочную способность и эффективность, а также снижают пусковой ток и уровень шума. Их используют в электромобилях из-за «мягких» нагрузочных характеристик.
Читайте также статью: Печи и камины